Развитие речевого дыхания у дошкольников

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

                                                                   Самуил Яковлевич Маршак  

 

            Дети дошкольного возраста с ОВЗ в большинстве случаев имеют тяжелые нарушения речи, у некоторых из них речь полностью отсутствует. Как известно, речь человека тесно связана с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания громкости голоса, соблюдения пауз, сохранения плавности речи и ее интонационной выразительности. Поэтому развитие речевого дыхания является актуальной проблемой в системе логопедической реабилитации детей дошкольного возраста с ОВЗ.

           В дошкольных группах учителем-логопедом Андреевой Е.Г. был реализован краткосрочный проект «Послушный ветерок», целью которого было создание условий для формирования у детей умения управлять органами дыхания, развивать диафрагмально-реберный тип дыхания, тренировать речевой выдох. В ходе проекта использовались различные варианты игр и игровых пособий, направленных на развитие длительного плавного выдоха. Дошколята научились дифференцировать носовой и ротовой выдох, следить за длительностью и направленностью выдыхаемой воздушной струи, а также с удовольствием устраивали «бурю в стакане», мельницу, дули на бумажный кораблик, играли в воздушный футбол и др. Для родителей (законных представителей) подготовлены памятки по дыхательной гимнастике, пополнена картотека игровых упражнений на развитие речевого дыхания.

Автор: Андреева Е.Г., учитель-логопед