Логопедическая работа с неговорящими детьми

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Долгое время детей с умственной отсталостью из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающиеся в определенной опеке, индивидуальной помощи. Дети с умственной отсталостью являются наиболее сложной группой аномальных детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности особенно отчетливо выступает недоразвитие речи. Известно, что большая часть умственно отсталых детей поступает в детские дома, специальные дошкольные учреждения без речи. Речь же говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико-грамматического строя, нарушении звукопроизношения, несформированности смысловой стороны. Это объясняется первичным интеллектуальным дефектом, отсутствием необходимых предпосылок развития речи. У детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, отсутствует потребность в общении.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в большей мере, чем нормально развивающиеся, в целенаправленном обучении. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в дошкольном возрасте, у них практически не происходит. У этих детей  отмечаются патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности; замедленный темп, нарушение целостности, меньшая дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка.

В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.

Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях:

1) создание предпосылок речевого развития.

2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально — волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.

 

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1 .Развитие психических функций

2.Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.

  1. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
  2. Развитие импрессивной речи
  3. Развитие экспрессивной речи.

 

  1. Развитие психических функций.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком с умственной отсталостью – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинается работа с развития подражательной способности ребенка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Многие исследователи ( А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Липакова и др.) считают, что работу по развитию импрессивной речи детей с умственной недостаточностью следует начинать с создания сенсорной базы, так как в процессе восприятия ребенком накапливаются зрительные, двигательные, слуховые, осязательные образы, что необходимо для дальнейшего развития их устной речи. Важно, чтобы процесс восприятия свойств предметов был сопряжен со словом. В этом случае слово оказывается наполненным конкретным значением и вызывает в представлении ребенка образ предмета.

В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания детям дается понятие об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), форме предметов (круг, треугольник, квадрат), величине ( большой, маленький): формируется умение удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Развитие слухового восприятия, памяти, внимания направлено на то, чтобы в процессе специальных игр и упражнений у детей развивалась способность узнавать и различать неречевые звуки. Широко используются музыкальные игрушки. Определенное место занимает работа над воспроизведением ритма. Ребенка просят отхлопать, отстучать по столу (на бубне, барабане) несложный ритм.

Далее идет работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

 

  1. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации.

Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда логопед читает текст, а дети выполняют соответствующие движения. Это и ходьба (на месте, на носочках, на пятках, с движением рук), и прыжки (на обеих ногах и поочередно на каждой), и игры в мяч (ловить, катать, по заданию подкатом попасть в ворота и т.д.).

Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает повторение определенных манипуляций пальцами рук, произведенных учителем (сжимание в кулак, сгибание и разгибание); построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; расстегивание пуговиц, завязывание шнурков; пальчиковую гимнастику.

 

3.Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.

 

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Этот период является подготовительным. Ведется работа над:

1) формированием долгого выдоха и усилением направленной воздушной струи.

Начинать работу нужно с постановки диафрагмального дыхания, далее переходить к воспитанию плавного длительного выдоха, а затем к развитию правильного дыхания в процессе речи.

2) формированием простейших артикуляционных движений.

Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, сосательные движения, вибрация, дутье.

Упражнения для языка: движение языка вперед — назад при открытом рте, вправо- влево, вверх- вниз, щелканье.

Упражнения на начальных этапах даются дозировано (особенно упражнения на дыхание), чтобы не утомить ребенка, не вызвать ухудшения самочувствия. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, ведь многие дети боятся зеркала, не терпят вмешательства в рот.

 

4.Развитие импрессивной речи.

 

Дети с умственной отсталостью даже в школьном возрасте имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает развитие понимания обращенной к ребенку речи. Развитие импрессивной речи проходит в несколько этапов.

  1. Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого.

— Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.

— Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

— Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).

— Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

— Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

— Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

— Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.

— Научить понимать вопрос Чем?

— Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

— Разложить картинки в нужной последовательности.

— Понимать вопросы к простой сюжетной картине.

— Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне — бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

  1. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи.

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

— Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

— Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

-Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

— Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

-Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину).

  1. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением.

— Научить детей узнавать игрушки по их описанию.

— Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению

— Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.

— Учить узнавать предметы по назначению(покажи, чем будешь есть суп, рисовать, чистить зубы? Что наденешь, когда пойдешь гулять?)

— Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.

— Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

  1. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям.

— Стимулирование выполнения отраженных действий (Сделай, как я. Покажи, как зайчик прыгает. Уложим кукол спать. Оденем Катю на прогулку. Построй ворота. Построй башню. Опусти шарик в коробку. Спрячь шарик в ладошках. Почтовый ящик.)

— Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

— Куда упал мячик.

— Поймай зайку. Зайка прячется.

— Катание мяча по показу взрослого.

— Бросание мяча по показу взрослого.

— Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

— Нанизывание колец (4 — 5 крупных) пирамиды.

— Бросание мелких предметов в жестяную коробку.

— Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.

— Солнце или дождик? (С бубном)

— Чей одуванчик дальше улетит?

— Угадай, на чем играю.

 

  1. Развитие экспрессивной речи.

 

Поскольку экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная задача логопеда — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

1.Развитие у детей подражательной речевой деятельности.

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко — тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» — речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

—  Изменение силы голоса по подражанию.

— Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).

— Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)-

— Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)

— Успокой куклу. Произношение звука А .

— Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)

— Улыбнемся Петрушке, (звук И )

— Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)

— Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)

— Когда это бывает? (приметы времен года)

— Игра «Автомобили», (произношение «6и-би…»)

— Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

— Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г

— в звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

2.Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двухсловным предложением.

— Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.

— Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.

— Назвать слова отраженно и сопряжено с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

— Вызвать двусложные предложения со слова ми: где, дай, на, вот, тут (Где мячик? — Вот мячик. Дай кису. — На кису.)

— Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить           идем гулять

дай еще             хочу пить

тетя идем          хочу гулять

 

Словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.

Далее идёт работа над обогащением словарного запаса и его активизацией.

 

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.