Условия охраны здоровья

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии выполняет «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденные приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 2106,  и разрабатывает систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

  Учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, считая первостепенной задачей создание системы знаний, установок, правил поведения, привычек, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, формирование положительного отношения к своему здоровью, способности прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, организацию деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений. Учреждение добивается рациональной организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений по вопросам здорового и безопасного образа жизни, профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.

      В целях выполнения требований к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся учреждением осуществляется  взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни воспитанников, реализуется преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях, уровнях образования, осуществляется  комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп воспитанников.

     В целях выполнения требований к соответствию инфраструктуры учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся учреждение поддерживает соответствие состояния и содержания территории, зданий учебного и спального корпусов и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, охраны труда, требованиям безопасности дорожного движения. В учебном корпусе оборудовано помещение (столовая) для питания обучающихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил. Постоянно совершенствуется оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ. Немало делается для обеспечения учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания обучающихся естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил, оснащения помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров и профилактических мероприятий различной направленности, оказания первой медицинской помощи.

   Учреждение обеспечено квалифицированными специалистами, обеспечивающими проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (медицинские работники, учителя физической культуры, учителя-логопеды, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, дефектологи).

  Большое значение уделяется сформированности культуры здоровья педагогических работников и специалистов службы сопровождения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий, разработка и реализация  программ «Здоровый образ жизни», здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

   В целях выполнения требований к рациональной организации образовательного процесса в основную общеобразовательную программу включены разделы и учебные модули по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Классными руководителями и воспитателями осуществляется реализация дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Азбука здоровья», «Здоровый образ жизни» и т.д.). В рамках адаптированной основной образовательной программы реализуется «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

  Составлен и действует оптимальный режим дня воспитанников. При составлении расписания соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций.

   Строго отслеживается использование учителями и воспитателями форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий.

  При организации образовательного процесса обращается внимание на учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации).

  Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждении включают: организацию физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками всех групп здоровья, занятий по лечебной физкультуре в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра, с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, выполнение комплекса упражнений в сенсорной комнате для снижения нервно-эмоционального напряжения, стимулирования органов зрения, слуха, обоняния и осязания, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии.

  Школа принимает активное участие в мероприятиях разного уровня спортивно-оздоровительной направленности. Организована работа спортивных секций, кружков, клубов, осуществляется контроль соблюдения режима их работы в соответствии с требованиями санитарных правил. Кроме этого, в каждом классе на каждой ступени общего образования организована воспитательная, внеурочная деятельность физкультурно-оздоровительной направленности. Совместно в инструктором по физической культуре воспитатели и классные руководители проводят физкультурные и спортивные мероприятия с обучающимися по общей физической подготовке (спартакиады, общешкольные соревнования, дни здоровья, «Веселые старты», «Смотр строя и песни» и др.). Сборная команда школы по разным видам спорта принимает участие в Спартакиаде школьников среди детских домов и школ-интернатов, в Спартакиаде среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в спортивных соревнованиях среди общеобразовательных школ Чебоксарского района, а также во всероссийских физкультурных мероприятиях: «Лыжня России», «Кросс наций» и других.

   Для выполнения требований к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляем организацию взаимодействия учреждения с организациями физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности, а также взаимодействие с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

   Используем также информационные ресурсы (библиотечного фонда школы, районной библиотеки, сети Интернет, детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий) по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки. Участвуем во всех проводимых в республике месячниках. На сайте образовательного учреждения освещаем все новости школьной спортивной жизни.

     Ежегодно реализуем план методических мероприятий, повышения квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся здоровьесберегающих технологий.

   В рамках «Программы воспитания и социализации обучающихся» содержательного раздела адаптированной основной образовательной программы учреждения выполняем требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися. В учреждении функционирует Совет профилактики, одной из задач которого является реализация программ, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ обучающимися, выявление факторов риска распространения их в подростковой среде.

   Таким образом, учреждение выполняет требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: использует рекомендованные методы профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача, организует в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона, обеспечивает наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья,  привлекает педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и просвещению их родителей (законных представителей), привлекает общественность и сотрудников правоохранительных органов к реализации направлений работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей (законных представителей).

   В целях проведения мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся создаем банк аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, отслеживаем динамику показателей здоровья обучающихся (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости различных органов, травматизма, показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих воспитанников). Периодически проводится социологический опрос на предмет удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, педагогических и других работников учреждения, комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.