Открытый урок русского языка в 9 классе

Для девятиклассников наступает ответственная пора — сдача первых государственных экзаменов. В школьной реальности экзамен — это оценка конечного результата, анализ соответствия уровня развития выпускников федеральному государственному образовательному стандарту. Он показывает, насколько выпускник обладает теми компетенциями (и не только образовательными), которые обеспечат его успешность на следующем возрастном этапе.

Открытый урок русского языка по развитию речи, который прошел сегодня, 20 ноября в 9 классе на тему «Приемы сжатия текста», тоже рассчитан на успешное преодоление испытания во время государственной итоговой аттестации (ведь «экзамен» в переводе с латинского – «испытание»). Цель сегодняшнего урока: подготовить обучающихся к написанию сжатого изложения. В ходе урока актуализировали ранее изученный материал и повторили приемы сжатия текста, научились применять их на практике, развивали умения доказательно обосновывать свою точку зрения, самостоятельно оценивать свои возможности, делать предположения и выводы. С использованием презентации «Как писать сжатое изложение» девятиклассники методом логического мышления, сравнения и сопоставления аргументированно доказывали отличие изложения сжатого от изложения подробного. В ходе выполнения различных заданий и упражнений старшие школьники учились размышлять над проблемами поведения человека в обществе, совершенствовали культуру речи, культуру общения. Уважительное отношение к одноклассникам, к себе, к окружающим, к родному языку формировалось в ходе построения диалогической речи, монологических ответов учеников, посредством организации коллективной творческой деятельности. Цель урока достигнута: учитель подвёл учащихся к созданию текста сжатого изложения. В ходе практической работы учащиеся самостоятельно работали над сжатием предложений, коллективно выделяли главную мысль, подчёркивали ключевые слова, комментировали все действия. Все работали активно. При подведении итогов урока учащиеся выразили уверенность в том, что на экзамене справятся с данным видом работы. Психологический настрой на написание изложения положительный. Учащиеся убедились: чем больше читаешь, общаешься, практикуешься в подобном виде учебной деятельности, тем легче создавать собственные связные устные и письменные высказывания, тем богаче речь. Цель по формированию личной ответственности школьников за результат своей деятельности достигнута.

Домашнее задание связано с темой урока. Учащимся предложено написать сжатое изложение по заданному тексту.

Григорьева Л. В.