Дети рады памятнику Букварю

Готовясь к юбилею школы, планируя юбилейные мероприятия, у нашего директора Ефимова А.В. зародилась интересная мысль, с которой он поделился с инициативной группой по подготовке к торжеству, — открыть памятник Букварю. «Почему Букварю?» — спросите вы. Всем здесь понятно, но не каждому приходит в голову такая классная идея. Постараемся объяснить тем, кому не совсем понятна наша добрая затея. Ведь Букварь – первая учебная книга, которая попадает в руки каждого человека, конечно же, в самом раннем возрасте. С него начинается овладение грамотой. По нему каждый человек учится читать и писать.  Согласитесь, Букварь – это нестареющая книга, это начало всех начал.  Он вводит ребёнка в мир букв, учит читать, думать, размышлять. Именно с   ним, Букварём, начинается подъём каждого человека в гору знаний!

В этом году нашей школе шесть десятилетий, а шесть веков назад Букварём называли печатные азбуки. Это были пособия объёмом в восемь листов, включавшие только алфавит и слоги. Тонкие книжечки пачкались, терялись, а зачастую выбрасывались…

Большая история у Букваря! Жизнь этой книги-учебника интересна, по-другому и не может быть, ведь со страниц Букваря с нами говорит время, близкое и далёкое, ставшее нашей историей. Букварь, первая книга школьника, начало всех начал…   Значение Букваря велико не только в жизни отдельно взятого человека, но и всего народа, т.к. он отражает дух времени, уровень эпохи. Это небольшая энциклопедия, в которой в наглядном, понятном и занимательном виде даются знания об истории, географии, культуре народа, достижениях в разных отраслях жизни.  В «Букварь» включены произведения А. Пушкина, Л. Толстого, В. Бианки, В. Чарушина, К. Чуковского, С. Маршака, Н. Сладкова, Г. Цыферова, В. Берестова, В. Лунина и многих других, а также современных детских поэтов и писателей. Чтение произведений этих авторов помогает учителю развивать у детей способность восприятия произведений различных жанров и стилей, обогащать опыт жизненных и читательских переживаний учащихся, формировать творческое воображение, эстетическое восприятие красоты русского языка, воспитывать потребность в слушании и чтении литературных произведений, приобщать к культуре чтения.

Большое внимание в учебнике уделяется развитию произносительной культуры первоклассников. Именно поэтому в «Букваре» много скороговорок, чистоговорок, загадок и других произведений малых фольклорных жанров. Все это стимулирует речевую активность ребенка.

Диалогический характер подачи материала в «Букваре» ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и поиска способов ее решения, то есть порождает содержательные мотивы общения на уроке.

Особое внимание в период обучения грамоте уделяется сотрудничеству не только учителя и учеников, но и коммуникации между учениками. Содержание «Букваря» позволяет учителю создать специальные проблемные ситуации, которые помогают ребенку осознать потребность в новом знании.

Одним словом, Букварь – это символ знаний, а ещё то, с чего начинается Родина. Не зря ему уделяют много внимания в нашей школе. Ежегодно в 1 классе проходит театрализованный   праздник «Прощание с Букварем», где первоклассники вместе со сказочными героями отправляются в увлекательное путешествие по страницам букваря, активно участвуя в познавательных викторинах, разгадывая загадки, ребусы, соревнуясь в интересных конкурсах, демонстрируя не только знания, но и сообразительность, смекалку, ловкость, а также играют и читают стихи, исполняют песни и танцы.

Таким образом, благодаря стараниям директора Алексея Владимировича и работников Игоря Аркадьевича и Валерия Николаевича и, конечно же, мастерству Ивана Кузецова, перед зданием нашего учебного корпуса появился очень интересный миниатюрный памятник, который с любопытством разглядывают и изучают школьники и вместе со взрослыми перелистывают страницы истории развития Букваря.

Ленгесова Н.П., Яковлева С.В., Платонова В.В.