Педагогический совет обсуждает насущные проблемы

28 октября состоялось заседание педагогического совета в форме «круглого стола», организованного в три этапа. Участниками 1-го этапа стали учителя, реализующие В-2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и четвертые варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ. Следом за ними в дискуссии приняли участие педагоги (учителя, специалисты, воспитатели), реализующие вторые и третьи варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ и первый этап варианта 1 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Завершающими стали педагоги, реализующие АООП основного общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР, РАС) и второй этап варианта 1 АООП ОО с у/о.

В центре повестки дня для всех групп педагогических работников стоял вопрос адаптации. Обсуждая тему «Адаптация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях школьного образования», учителя отметили необходимость пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами, и поделились опытом работы по эффективному применению в практике планомерного введения обучающегося с ТМНР в образовательную среду, дозированного расширения его повседневного учебного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах в целях достижения основного результата образования — формирования общей культуры, обеспечивающей развитие необходимых практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Выступления учителей Егоровой Л.Н. и Семеновой Е.Н., тесно связанные с опытом работы, были интересными и содержательными, имели практическую направленность.

О способах преодоления негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», о применении методов и приёмов организации обучения, способствующих активному вовлечению обучающихся с ТМНР первого года обучения (в т.ч. обучающегося на дому) в учебно-познавательную деятельность, опираясь на реальные примеры, рассказали учителя Иванова М.Н., Николаева М.В., Сорокина В.В.

Обсуждение вопроса адаптации обучающихся 1-ых классов к новым образовательным условиям было продолжено за следующим «круглым столом» учителями и специалистами службы сопровождения Тюнтеровой З.А., Яковлевой С.В., Кротовой А.С., Батищевой А.В., которые, проделав сопоставительный анализ итогов стартовой диагностики и результатов двух месяцев обучения, воспитания и коррекционно-развивающей деятельности, поделились опытом применения эффективных методов и приёмов организации образовательного процесса, стимулирующих познавательную активность обучающихся с ОВЗ на начальном этапе школьной жизни.

Учителя и классные руководители 5-ых классов Платонова В.В. и Сергеева М.А., а также воспитатель Пояндаева Л.А. ознакомили коллег с разными теориями, подходами, мнениями, а также своей точкой зрения и практической деятельностью по обеспечению успешного протекания адаптационного периода для обучающихся, освоивших варианты два АООП НОО обучающихся с ОВЗ  и продолживших обучение на следующем уровне основного общего образования, а также рассказали о создании дальнейших стимулов для обучающихся, приступивших 1 сентября к усвоению учебных программ на втором этапе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

О результатах проведенного в учреждении 1-го (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников подробную аналитическую информацию предоставили присутствующим Александрова А.И., руководитель МО ППС начальных классов, и учитель  Сергеева М.А. (подготовленную совместно с учителем Твороговой А.А.), после чего педагоги пришли к выводу о необходимости продолжить индивидуальную работу с обучающимися, занявшими призовые места и имеющими устойчивый интерес к изучению отдельных предметов, и сформировать из числа победителей резервные команды для участия на олимпиадах школьников межшкольного и республиканского уровней среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья («Ума палата» и др.).

О совершенствовании педагогический деятельности по поддержке успешных детей, поддержанию их культурного, интеллектуального, физического развития и творческого потенциала было решено также посредством расширения сети дополнительного образования и возможностей для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня в целях их самореализации и личностного роста. В рамках рассмотрения данного вопроса руководители методических объединений Александрова А.И. и Егорова Е.К. представили для обсуждения и принятия единый перечень приемлемых для детей с ОВЗ и наиболее значимых для нашего учреждения показателей в критерии по обеспечению качественного образования средствами внеурочной деятельности при формировании оценочных листов оценки результативности и эффективности работы педагогических работников и установлении поощрительных выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работников учреждения за календарный год.

Директор учреждения Ефимов А.В. проинформировал коллег о введении в действие и использовании современного оборудования, установленного в учебных кабинетах в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о новых комфортных условиях для повышения качества образования и самореализации каждого ребенка с ОВЗ, об участии учреждения в проекте «Доброшкола», ознакомил педколлектив опытом работы других учреждений, участников данного проекта, призвал заведующих учебными кабинетами систематически освещать на сайте образовательного учреждения и другими средствами об использовании оборудования в образовательном процессе, подготовить видеоролик для освещения совместной учебно-познавательной деятельности с детьми с использованием нового оборудования для показа родителям (законным представителям) с помощью технического средства, установленного в фойе учебного корпуса.

Алексей Владимирович также высказался в поддержку педагогов, принимающих активное участие совместно с воспитанниками в реализации намеченных проектов в рамках образовательного учреждения («Кадетский класс», «Краеведческая деятельность», «Школьный музей», «Успех каждого ребенка», «Красивый школьный двор», «Уютные школьные коридоры», «Зона отдыха», «Лица Чувашии», «Хоккейная команда «Метеор» и др.), призвал шире использовать возможности (в т.ч. информационных технологий) для организации участия школьников в интеллектуально-познавательных, творческих конкурсах, в традиционных районных и республиканских спортивных мероприятиях («Кросс Нации», «Лыжня России» и др.), в том числе, с участием работников учреждения, особо остановился на активном участии педагогов в профессиональных конкурсах, курсах повышения квалификации, переподготовки.

Со стороны директора было обращение к методическим объединениям с предложением создать инициативные группы по разработке и подготовке научно-методического, теоретического и практического опыта образовательной деятельности учреждения с разными нозологическими группами обучающихся (задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития) в целях организации качественного образовательного процесса и распространения опыта работы учреждения как ресурсного центра по оказанию консультационно-методической помощи общеобразовательным организациям республики в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ на основании приказа Минобразования Чувашии от 27.05.2021 № 742.

Педсовет обсудил также ряд других насущных проблем, это и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися  по ликвидации пробелов в знаниях, образовавшихся в период дистанционного обучения в связи с возникновением очагов заболевания коронавирусной инфекцией, а также из-за длительного отсутствия многих школьников на учебных занятиях по болезни в течение первой четверти и не усвоивших образовательные программы по отдельным учебным предметам или завершивших 1 учебную четверть с одной отметкой «3», это и работа по подготовке обучающихся  9-го класса к государственной итоговой аттестации и организации прохождения ими ЦПМПК на базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии 26 ноября 2021 года для  получения специальных условий при прохождении ГИА по образовательным программам основного общего образования в 2021-2022 учебном году, было сказано и об основательной подготовке к процедуре аттестации педагогов, включенных в план-график аттестации на основании приказа по учреждению от 31.08.2021 № 220/1-О «Об аттестации педагогических работников в 2021-2022 учебном году», а также об изменениях в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательные отношения.

«Круглые столы» педагогов прошли результативно, плодотворно, уверены, принесут свои плоды.

Александрова А.И., Николаева О.М., Платонова В.В.