Логопед в детском саду

Учитель-логопед в дошкольных образовательных организациях

 

Учитель-логопед устраняет речевые нарушения у детей.

 

Логопедия – наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их предупреждения и коррекции.

Учитель-логопед – это специалист, работающий с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Специалист проводит коррекцию и устраняет недостатки речевого развития, стимулирует развитие речи при ее отсутствии или восстанавливает речь в случае ее распада.

К задачам профессиональной деятельности логопеда относится:

– своевременное выявление речевых нарушений, проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи, осуществление углубленного психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;

– планирование, организация и проведение логопедических занятий с детьми с нарушениями речи;

– консультирование детей с нарушениями речи, родителей (законных представителей) и педагогов;

– профилактика нарушений в психофизическом развитии, речевых нарушений; предупреждение социальной дезадаптации детей с нарушениями речи;

– просветительская деятельность, разработка методических материалов по вопросам коррекции речи;

– использование элементов научно-исследовательской деятельности, профессиональное самообразование;

– взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи (невролог, отоларинголог, офтальмолог, стоматолог, ортодонт, психолог, учитель-дефектолог и др.). Объясняется это тем, что нарушения речи могут быть обусловлены различными причинами, в том числе нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, заболеваниями центральной нервной системы, дефектами в строении зубочелюстного ряда и др.

 

Когда обращаться к логопеду?

Среди объективных причин для посещения логопеда с ребенком до года является отсутствие каких-либо речевых реакций у ребенка. В норме он должен реагировать на окружающее смехом, лепетом, гулением. Если этого не происходит, то нужно обратиться к специалисту.

У детей с 3 до 5 лет вескими основаниями для посещения логопеда будут:

  • отсутствие речи;
  • неправильное произношение отдельных звуков или слов;
  • «проглатывание» (пропуск) звуков;
  • нарушение скорости произношения (слишком медленное или ускоренное);
  • большое количество ошибок в речи ребенка (неправильно употребляет или пропускает предлоги, не согласовывает слова в предложении, не реагирует на исправления);
  • не может внятно описать простую картинку, рассказать о каком-то событии из своей повседневной жизни;
  • крайне ограниченный словарный запас.

 

Возрастные речевые нормы

1 год – 1,5 года

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но, если  взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

 

1,5 – 2 года

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2-м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

2 – 2,5 года

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2,5 – 3 года

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 – 4 года

К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 – 5 лет

Словарный запас достигает 2000 слов. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение». Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно – сильнее, больно – больнее, громко – громчее». В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол – столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 – 6 лет

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения. Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «Папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.

Звукопроизношение полностью сформировано.

Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

6 – 7 лет

Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

Произношение всех звуков правильное.

Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов.

Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

 

Особенности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Специфика логопедической работы в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Особенности логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ:

  • дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы;
  • логопедическая работа проводится над речевой системой в целом, с учетом характера нарушений речи. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи;
  • особенностями логопедической работы с детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности;
  • частая повторяемость логопедических упражнений, с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного закрепления
  • в связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отрабатываются этапы закрепления правильных речевых навыков;
  • закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.), т.к. усвоенные в кабинете логопеда навыки быстро теряются в других ситуациях и на другом речевом материале;
  • весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа, сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие;
  • коррекция нарушений речи увязывается с общим моторным развитием и преимущественно мелкой моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия включаются упражнения для тренировки тонких движений рук, элементы логопедической ритмики;
  • на логопедическом занятии проводится частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую с целью профилактики быстрой утомляемости;
  • ведется тщательная дозировка заданий и речевого материала;
  • для эффективного усвоения правильных речевых навыков детьми работа проводится в среднем темпе;
  • важно поддержание у ребенка интереса к исправлению речи, воздействие на его эмоциональную сферу;
  • логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки в связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер;
  • необходима тесная связь работы учителя-логопеда, воспитателя и родителей. Закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей ведется на протяжении всего дня, в том числе, в режимных моментах.

 

Основными задачами коррекционной логопедической работы являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;
  • формирование правильного произношения;
  • развитие связной речи.

Логопедические занятия являются одной из основных форм коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Занятия подразделяются на следующие типы:

– занятия по формированию лексико-грамматических средств языка: занятия по формированию словарного запаса;

– занятия по формированию грамматического строя. Основными задачами этих занятий являются: развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обогащающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.

– занятия по формированию звуковой стороны речи. Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

– занятия по развитию связной речи. Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию. Удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.