Ритмическая способность и речь

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка и рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и других. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, усвоению фонематической системы языка, развитию звуковой стороны речи, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования). Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи. Поэтому работа над ритмом является важной составляющей частью коррекционной логопедической деятельности в ДОУ.

На начальном этапе работы по развитию ритмических способностей дошкольников с ОВЗ ритмы изучаются на невербальном материале (предметы, картинки, природный материал и др.), позже на них накладывается моторная программа и речевое сопровождение (сначала доступные звуки, слоги, затем – слова). Причем работа над ритмом в той или иной форме включается в структуру каждого логопедического занятия.

В рамках краткосрочного проекта «Осень разноцветная» на логопедических занятиях дети тренировались в выкладывании визуально-ритмических рядов (последовательно выложенная серия предметов) из природных материалов (осенние цветы, листья, желуди, шишки, ягоды рябины и боярышника и др.) и картинок, относящихся к теме «Осень». Особенно ценным было то, что работа с природным материалом явилась продолжением экскурсии в осенний лес, и дошколята с большим энтузиазмом повторяли доступные слова-названия цветов, цветущих осенью, деревьев и их плодов, выкладывали визуально-ритмические ряды, развивая тем самым свои ритмические способности. А живой контакт с природными объектами и впечатления от экскурсии зарядили детей положительными эмоциями и позволили активизировать речевую деятельность воспитанников.

Андреева Е.Г., учитель-логопед