Особенности образовательного процесса

В 2019-2020 учебном году в учреждении образовательным процессом охвачены:

— 258 обучающихся 1-9 классов (в т. ч. 144 обучающихся, находящихся в БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минтруда Чувашии);

— 25 воспитанников дошкольных групп (дети с задержкой психического развития, с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью, с синдромом Дауна, с тяжелыми нарушениями речи, ДЦП и другими диагнозами).

Контингент обучающихся следующий:

— 95 обучающихся с задержкой психического развития 1-9 классов, осваивающих вариант 7.2 АООП НОО обучающихся с ОВЗ;

— 16 обучающихся с легкой умственной отсталостью 3-9 классов по варианту 1 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— 135 обучающихся 2-8 классов по варианту 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— 12 детей с расстройствами аутистического спектра, осваивающие:

1) вариант 8.2 АООП НОО ОВЗ – 4 обучающихся;

2) вариант 8.3 АООП НОО ОВЗ – 1 обучающийся;

3) вариант 8.4 АООП НОО ОВЗ – 5 обучающихся;

4) варианты 1 и 2 АООП образования обучающихся с нарушениями интеллекта с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей (расстройства аутистического спектра) – 2 обучающихся 5-го и 7-го классов.

Комплектование классов в 2019-2020 учебном году: Всего обучающихся 258, классов-комплектов – 33.

1.1. классы для обучающихся с задержкой психического развития и с легкой умственной отсталостью – 11 классов-комплектов с общим количеством 114 обучающихся:

Классы/общ. кол-во обуч-ся 1 ЗПР 2 ЗПР 3 ЗПР 3 УО 4 ЗПР 5 ЗПР у/о 6 ЗПР у/о 7 ЗПР у/о 8 а,б ЗПР у/о 9 ЗПР у/о Итого
Кл.-комп.– 13 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 11
Кол-во обуч-ся 8 12 12 8 10 13 12 11 18 10 114
  • классы для обучающихся с умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития из числа воспитанников БУ «Кугесьский детский дом-интернат для обучающихся с умственной отсталостью» Минтруда Чувашии- 22 класса-комплект с общим количеством 144 обучающихся:
классы 3 «г» 3 «д» 3 «е» 3 «ж» 3 «з» 3 «и» 3-4 «г» 4 «д» 4 «е» 4 «ж» 4 «з» 4 «и»
Кол-во обуч-ся 6 7 7 7 7 7 6 8 9 5 7 8
   
классы 2 «г» 4 «к» 5 «д» 5 «е» 7 «г» 8 «г» 8 «д» 8  «е»  8 «ж» 9 УО Итого
кл. обуч
Кол-во обуч-ся 5 6 7 7 7 5 5 8 7 3 22 144

С 1 сентября 2016 года в соответствии с письменным поручением Минобразования Чувашии от 30 июля 2016 года, во исполнение указаний Минобрнауки России от 28 июля 2016 года    № 07-3183 «Об организации обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании приказа Минобразования Чувашии от 19.08.2016 г. № 1750 «Об организации обучения детей Кугесьского детского дома-интерната» организовано обучение получателей социальных услуг БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минтруда Чувашии.

В 2016-2017 учебном году для осуществления образовательной деятельности укомплектовано 11 классов-комплектов с 1 по 5-ые классы с общим количеством 61 обучающийся.

В 2017-2018 учебном году обучением охвачены 111 воспитанников Кугесьского детского дома-интерната (из них 107 обучающихся по В-2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, 3 обучающихся – по В-1 АООП в составе классов для обучающихся с ЗПР).

С сентября 2018-2019 учебного года количество классов-комплектов — 21 с общим количеством обучающихся 136. Обучение организовано по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), в том числе для 4 обучающихся в соответствии с АООП обучающихся с РАС по варианту 8.4, для остальных — по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по вариантам 1 и 2 в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В течение первого полугодия 2018-2019 учебного года произошли изменения: 1 обучающийся (Пичугин Григорий) устроен для продолжения обучения в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, охвачены обучением 2 вновь поступивших воспитанника в Кугесьский детский дом-интернат.

В итоге по состоянию на 10.01.2019 были охвачены обучением 137 воспитанников КДДИ. (Приложение № 1 «Сведение об укомплектованности классов/групп»; Приложение № 2 «Список обучающихся»).

В 2019-2020 учебном году охвачены обучением 144 получателей социальных услуг, находящихся в БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минтруда Чувашии, в 22 классах-комплектах. В образовательный процесс задействованы 29 педагогов (15 учителей обучающихся с ТМНР (в т.ч. 5 педагогических работников КДДИ по внешнему совместительству) и 14 других педработников по внутреннему совместительству, имеющие специальное (дефектологическое) образование.

В учреждении созданы и успешно функционируют 4 дошкольные группы компенсирующей направленности с общим количеством 26 детей от 3 до 8 лет с интеллектуальным нарушением в легкой и умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (дошкольное образование организовано в учреждении с января 2013 года согласно приказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25.12.2012 г. № 2553). Дети поступают в дошкольные группы из КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» Минздрава Чувашии, а также из семей, получивших заключение ЦПМПК об образовательном маршруте детей с ограниченными возможностями здоровья и направление в наше учреждение для реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. По достижении 8 лет дети определяются в образовательные учреждения или в учреждения Минтруда и социальной защиты, в частности, в БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минтруда Чувашии, в БОУ ««Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии», в БОУ ««Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии», в последние годы, соблюдая преемственность, выпускники дошкольного образования остаются в нашем же учреждении, в БОУ ««Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии», и продолжают обучение в 1-ых классах: в 2016-2017 учебном году часть детей продолжили обучение в 1 «а» классе для обучающихся с ЗПР по АООП НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, другая группа детей — в 1 «б» классе по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 1.

Контингент обучающихся разный (поступают к нам из общеобразовательных учреждений республики, иногда за ее пределами по заключению ЦПМПК): дети с задержкой психического развития (всего 89), с умственной отсталостью (всего 85) в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которая сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Спектр особых образовательных потребностей обучающихся чрезвычайно широк и определяется большим диапазоном различных психофизических нарушений и особенностей нарушения детей. Для детей с ЗПР и ТМНР характерны выраженные нарушения поведения (часто вследствие аутистических расстройств), проявляющиеся в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.

При комплектации классов кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре, посторонней помощи. Обучающиеся с ТМНР имеют тяжёлые опорнодвигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации.Есть дети с ТМНР с нарушениями общей моторики, способные передвигаться самостоятельно. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается деструктивное поведение, стереотипии, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты. Диапазон их интеллектуального недоразвития – от умеренной до тяжелой степени умственной отсталости.  Данные дети обучаются по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2. На каждого обучающегося с ТМНР разработана и реализуется специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Большинство детей данной группы могут общаться. Часть из них, владеющая вербальной речью, может обратиться к окружающим и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или простого предложения. Другая часть, не владея речью, может вступать в контакт и осуществлять элементарное общение с использованием невербальных средств (при помощи естественных жестов, вокализаций, отдельных слогов и слов и др.).

В целях определения образовательных траекторий выпускников в учреждении ежегодно проводится профориентационная работа в тесном сотрудничестве администрвации, классных руководителей, воспитателей, педагога-психолога и социального педагога, а также социальных партнеров, в ходе которой осуществляется ознакомление старшеклассников с миром профессий — с учреждениями и преподавателями среднего профессионального образования, с людьми разных профессий. В рамках плана профориентационной работы проводятся классные часы на темы: «Профессия моих родителей», «Мой выбор», «Профессионализм. Что это?», «Все работы хороши», «Куда пойти учиться» и т. д. Периодически проводятся экскурсии обучающихся с выездом в учреждения профессионального образования, анкетирование на профессиональное определение обучающихся.